С лихвой Как сохранить и приумножить
сбережения
       
 

ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Прибыль, конкурентоспособность и широкое применение продукции, нерегулируемость сектора

Эта группа показателей компании носит исключительно субъективный характер и сильно зависит от поставленных целей, ориентации на надёжность или доходность вложений. К тому же, немалое значение имеет специализация инвестора, хорошее понимание функционирования конкретных отраслей. Поэтому, акции, являющиеся отличным выбором для одного участника рынка, могут оказаться совершенно неподходящими для другого.

В первую очередь требуется выяснить, чем занимается данная компания, и какой вид деятельности приносить ей основной доход. В идеале инвестор должен хорошо разбираться во всех отраслях, представленных на фондовом рынке. Если же это не так, что лучше всего сосредоточиться на работе с бумагами из наиболее понятных видов бизнеса, избегая вложений в те отрасли, относительно которых отсутствует чёткое понимание их "внутренней кухни". По мнению великого инвестора Уоррена Баффета, финансовый успех на фондовом рынке прямо пропорционален мере понимания внутренних принципов работы компаний. "Инвестируйте в сфере своей компетенции, - говорит он. Важно не то, как широка эта сфера, а то, насколько точно вы определяете конкретные параметры". Из этого утверждения проистекает первый критерий: понятность бизнеса. Это наиболее субъективный критерий, но он играет важнейшую роль в выборе объектов для вложения средств. Если инвестор не обладает глубокими познаниями в сфере деятельности изучаемой компании, то ему лучше переключить своё внимание на другого эмитента, благо на рынке их представлено достаточное количество. Маловероятно, что приобретение акций компаний, ведущих бизнес в незнакомых областях деятельности, принесёт прибыль. Не стоит слишком сильно надеяться на подсказки, которые можно вычитать в публичных аналитических обзорах. Даже если обзор составлен безошибочно, и инвестору удастся купить акции хорошей компании по привлекательной цене, то впоследствии он всё равно может понести убытки по причине того, что не сможет адекватно реагировать на поступающие новости.

Длительная история прибыльных операций
Хорошим признаком фундаментально сильной компании является стабильное получение ею высокой чистой прибыли на протяжении многих лет. Конечно, иногда компания может осуществлять крупный проект (внедрение новой технологии, модернизация оборудования, покупка другой компании), который оказывает краткосрочное негативное влияние на показатель чистой прибыли. Однако, если на протяжении длительного периода компания не получает прибыли, балансируя на грани рентабельности - она не является фундаментально сильной.

Конкурентоспособность продукции
Продукция компании должна иметь высокую потребительскую ценность, обеспечивающую ей сильные позиции в борьбе как с местными, так и с иностранными конкурентами. Особенно опасно инвестирование средств в компанию, которая на текущий момент демонстрирует хорошие показатели за счёт отсутствие конкуренции, однако может потерять свои позиции в обозримой перспективе. В качестве примера можно рассмотреть "Ростелеком", который пока является монополистом в области дальней связи, но правительство не скрывает намерений вскоре лишить компанию этой привилегии. Конечно, нельзя исключить, что "Ростелеком" сможет быстро адаптироваться к новым условиям, не потеряв значительной доли рынка. Но в любом случае, коренное изменение в работе компании несёт в себе значительный риск.
Сильное влияние конкуренции со стороны международных производителей ощущает на себе "АвтоВАЗ". Компания не может порадовать потребителей выпуском современной и качественной продукции, а теперь ещё и стала терять своё главное преимущество - низкую цену производимой продукции. Отпускные цены на автомобили ВАЗ нового модельного ряда практически неотличимы от стоимости дешевых иномарок. В результате аналитики ожидают, что 2005 год станет первым годом, когда российские автолюбители потратят больше денег на покупку новых иномарок, чем на приобретение новых отечественных автомобилей. При этом не видно никаких улучшений в работе предприятия, которые в перспективе могли бы привести к изменению ситуации.
С другой стороны, в России есть достаточно компаний, продукция которых востребована потребителями и по разным причинам не может быть вытеснена с рынка. В первую очередь это все компании топливно-энергетического комплекса, мобильные телекоммуникационные компании, предприятия пищевой промышленности. Ряд можно продолжить - например, даже в случае масштабной экспансии западных банков в Россию вряд ли "Сбербанк" останется без клиентов.

Широкое применение выпускаемой продукции
Продукция компании или оказываемые ей услуги должны быть ориентированы на широкое применение, желательно в различных отраслях. Очень опасна ситуация, когда компания большую часть своей продукции реализует одному-двум потребителям. Потеря главного потребителя может повлечь за собой катастрофические последствия.
Из современной российской истории привести пример такого события не представляется возможным - за прошедшие годы на фондовом рынке не обращались акции компании, ориентированной на монопотребителя. Искомый пример можно найти в соседней стране - Латвии. Латвийский порт Вентспилс долгие годы осуществлял перевалку нефти, поставляемой из России компанией "Транснефть". Главным оператором в порту выступала компания Ventspils Nafta, получавшая высокую прибыль за счёт отгрузки на танкеры миллионов тонн российской нефти. Но в 2002 году по причине нарастающих политических разногласий российское правительство приказало подконтрольной ему компании "Транснефть" прекратить поставки сырья в латвийский порт. Потеря основного клиента вызвала резкое ухудшение финансовых показателей Ventspils Nafta. Если по итогам 2001 года компания получила $42,5 млн прибыли, то в 2002 году прибыль упала почти до нуля, а 2002 год принёс $18,8 млн убытков. Руководство компании приняло меры по привлечению новых клиентов, в частности, резко снизив портовые тарифы и сборы. Однако, заменить "Транснефть" просто некем, а перевалка небольших партий нефтепродуктов, поступающих из России и Белоруссии по железной дороге не может обеспечить и тени былого процветания. Ventspils Nafta - голубая фишка Рижской фондовой биржи, и участники рынка в полной мере смогли оценить последствия для компании, ориентированной на работу с одним крупным клиентом и потерявшим его по независящим от неё обстоятельствам.

Нерегулируемость сектора
Принадлежность компании к сектору с сильным государственным регулированием может перечеркнуть все прочие положительные стороны компании. Этот момент особенно важен в российских условиях. На текущий момент в России довольно часто встречается ситуация, когда одна отрасль осуществляет субсидирование других. Наиболее ярким примером является ОАО "Газпром", вынужденный реализовывать свою продукцию внутри страны ниже себестоимости. Российские потребители получают газ по цене, которая в несколько раз ниже мирового уровня. Отпускные цены на газ для "Газпрома" устанавливает правительство, отдельно для разных групп потребителей. При этом газ для промышленности реализуется примерно на уровне себестоимости его добычи, а население оплачивает газ по ещё более низкому тарифу. Такая система распределения газа позволяет поддерживать работу российской промышленности, не отличающуюся высокой эффективностью использования энергоносителей. Если цена сильно вырастет, то значительная часть предприятий станет нерентабельной и будет вынуждена закрыться. Такая ситуация чревата социальным взрывом, который ещё более вероятен в случае роста цен на газ, отпускаемый для нужд жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем, очевидно, что государство не заинтересовано в банкротстве "Газпрома". Поэтому оно постепенно увеличивает цену на газ, и даже дало обещание делать это темпами, превышающими инфляцию, что позволит "Газпрому" в перспективе выйти на точку безубыточности внутренних продаж. Но как только дела у газовой монополии идут на лад, то правительство замедляет рост цен. Хорошим примером может служить ситуация, сложившаяся в 2005 году. Выручка "Газпрома" от экспортных поставок в этот год росла вместе с мировыми ценами на энергоносители, кроме того, "Газпром" получил около $7 млрд за свои акции, которые он передал государству, чтобы то могло консолидировать контрольный пакет. Поскольку финансовое положение "Газпрома" не внушало опасений, правительство не стало проявлять спешку в повышении внутрироссийские цен на газ. Вместо запрошенного "Газпромом" повышения тарифов в 2006-2007 годах на 22%, а в 2008 году - на 12%, правительство утвердило гораздо более низкие коэффициенты - 11% в 2006 году и 8% - в 2007 году. В итоге рентабельность внутренних поставок составила минус 11-14%.
Вывод из этого следующий: в отраслях с сильным государственным регулированием инвестору не следует надеяться на получение сверхприбылей. В тяжелые периоды государство поддержит регулируемые компании, не дав им обанкротиться, но в благополучные времена может изымать большую часть прибыли и перенаправлять её в другие сектора, руководствуясь при этом собственными политическими предпочтениями.
"Газпром" не является единственной компанией, работающей под неусыпным контролем со стороны государства. Подобные условия распространяются на "Сбербанк", проводные телекоммуникационные компании, "Транснефть".





<<< к оглавлению

 



Реклама:
 
   
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100 "С лихвой"
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ